Минимизация переходов (принцип «за 2-3 клика»). Удобные и понятные меню.
Юзабилити — удобство пользования сайтом или любым другим программным интерфейсом. Пользователю интуитивно должно быть понятно, что произойдет, если он нажмет на ту или иную ссылку, перейдет по ссылке с рисунка или конкретного предложения. Т.е. заголовки, формулировки и меню должны быть построены на сайте таким образом, чтобы пользователь заранее представлял себе, что произойдет, или какую информацию он увидит, совершив клик мышью по объекту.
Таким образом, чем проще и понятнее сформулированы меню и гипертекст на странице — тем больше вероятность, что пользователь скорее перейдет по ним. Чем сложнее текст, чем больше в нем двусмысленностей, или (что еще хуже) некоторые формулировки дублируют друг друга по смыслу, тем больше вероятность, что по ним не будет кликов.
Это касается как простых переходов, так и переходов из раздела в подраздел. Например, когда мы заходим в любой супермаркет, нам удобнее ориентироваться по указателям в нем. Увидев надпись «аудио и видео», мы четко понимаем, что домашний кинотеатр, или цифровую кинокамеру мы найдем именно в этом отделе. Самый лучший вариант — когда в отделе «аудио и видео» есть подотдел (или, хотя бы, указатель) «цифровые видеокамеры» — мы быстрее найдем нужную вещь. Не будем мучить консультанта (который, к тому же, может оказаться в плохом настроении) и с большей вероятностью (если найдем нужную видеокамеру) купим ее в этом магазине.
Точно также и на сайте. Если есть раздел «полезная информация о пластиковых окнах» — пользователь, скорее всего, поймет, что в нем он сможет прочесть статьи и техническую документацию об окнах. Если же раздел называется просто «пластиковые окна» — то изначально неизвестно, что в нем находится — цены на эти окна, или их описание.
Используя формы для заполнения (анкетирование, голосование и т.п.) нужно формулировать вопросы максимально просто, оставляя для ответов три поля: «да» «нет», «другое (указать)». Ведь даже в вопросе «укажите Ваш пол» возможны более чем два варианта ответов.
На одной странице лучше не задавать более чем 1 вариант вопроса. Например, вопрос «нравится ли вам новый дизайн нашего сайта» не может быть расценен как простой. Каждый элемент дизайна может нравиться или нет (цвет, шрифт, меню и т.п.). Поэтому, если посетителю сложно ответить на вопрос — он, скорее всего, не станет на него отвечать, а вот если посетителю сложно ориентироваться в путешествии по сайту, то он, скорее всего, уйдет с него, и пойдет на другой, который, возможно, является конкурентом.